Информация о результатах работы территориальных органов ФССП России по предотвращению и выявлению коррупционных правонарушений в первом полугодии 2011 года

В первом полугодии 2011 года Управление противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности, а также подразделения противодействия коррупции территориальных органов ФССП России (далее - подразделения территориальных органов) осуществляли свою деятельность с учётом требований, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы», от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», от 21 июля  2010 г. № 925 

«О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона
«О противодействии коррупции», а также от 01 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (далее - Указ № 821).

В первом полугодии текущего года продолжалась деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению. В соответствии с Указом № 821 их деятельность была преобразована, в частности, изменен состав, в сферу компетенции включены вопросы по представлению недостоверных сведений о доходах и т.д.

После прохождения всех  согласований разработаны и зарегистрированы в Минюсте России приказы ФССП России от 24.05.2011 № 238 «О Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов и урегулированию конфликта интересов» и от 24.05.2011
№ 239 «Об утверждении порядка формирования и деятельности Комиссии территориального органа ФССП России по соблюдению требований к служебному поведению  федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов».

Всего в первом полугодии 2011 года проведено 238  заседаний комиссий, большая часть которых (180) была посвящена вопросам несвоевременного и неполного предоставления сведений о доходах и об имуществе.

Помимо этого рассматривались вопросы урегулирования конфликта интересов и несоблюдения требований к служебному поведению (32 заседания), в 46 случаях обсуждались вопросы замещения бывшими федеральными государственными гражданскими служащими должностей в коммерческих организациях и выполнения дополнительных работ в рамках гражданско-правовых договоров.

По результатам выявленных комиссиями нарушений 28 государственных гражданских служащих привлечены к дисциплинарной ответственности, один материал проверки направлен в правоохранительные органы. Кроме того, принято 189 иных решений (государственным гражданским служащим указано на недопустимость подобных нарушений или они переведены в другие структурные подразделения либо им предложено принести извинения).

Подготовлен и проведен семинар-совещание начальников подразделений противодействия коррупции, который прошел с 1 по 3 июля 2011 года в Волгограде и на  котором присутствовали представители 27 территориальных органов.

В течение первого полугодия территориальными органами  в центральный аппарат направлено 3 218 специальных донесений, что на 16 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом количество специальных донесений, направленных с нарушениями, сократилось на 21 %. Среди территориальных органов, наиболее часто допускающих нарушения, следует отметить управления по Республике Татарстан, Москве и Московской области.

Информация по 249 специальным донесениям с уточнёнными обстоятельствами происшествий направлена в Минюст России.

В территориальные органы ФССП России поступило 699 сообщений о возможных коррупционных правонарушениях, допущенных их работниками, в том числе 96 сообщений было принято на телефон доверия. По результатам проверки поступивших сообщений 57 материалов было направлено в правоохранительные органы, по 22 из них возбуждены уголовные дела.  

Подразделениями территориальных органов проведены служебные проверки в отношении 15 716 федеральных государственных гражданских служащих, по результатам которых дисциплинарные взыскания были применены к 6 819 из них. Таким образом, эффективность служебных проверок в отчетном периоде составила  43 %, в то время как в первом полугодии прошлого года она составляла 68 %. Наиболее низкие показатели эффективности служебных проверок отмечаются в управлениях ФССП России по Новгородской области -
12, 5 %,  Ленинградской области - 20 %, Республике Башкортостан - 22 %.

Среди причин снижения эффективности служебных проверок следует отметить:

увеличение количества лиц, уволившихся по собственному желания сразу после  назначения служебной проверки;

увеличение количества случаев, когда служебная проверка назначается без достаточных оснований. Подобные результаты нередко являются следствием формального подхода к проведению служебных проверок и неисполнения Инструкции об организации служебных проверок в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах, утвержденной приказом ФССП России от 20.09.2010 № 427.

Подразделениями территориальных органов проверено 13 869 кандидатов, претендовавших на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы. Отказ по различным основаниям получили 1 206 кандидатов (около 9 %), что примерно соответствует уровню первого полугодия прошлого года.  

Службой принимались меры по реализации нормы Федерального закона
от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» о необходимости уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы о случаях склонения к коррупционным правонарушениям.

В территориальных органах было зарегистрировано 156 уведомлений от работников о склонении их к совершению коррупционных правонарушений (аналогичный период прошлого года - 67), на основании которых в 27 регионах России возбуждено 56 уголовных дел (аналогичный период прошлого года - 33) по статье 291 УК РФ в отношении лиц, пытавшихся дать взятку работникам ФССП России.

Анализ показал, что наибольшее количество подобных уголовных дел возбуждено в Управлении ФССП России по Волгоградской области - 15, далее в управлениях по Санкт-Петербургу и Краснодарскому краю - по 5, по Карачаево-Черкесской Республике - 4, по Республике Дагестан - 3, по Кабардино-Балкарской и Чувашской республикам, Республике Ингушетия, Свердловской области - по 2, по республикам Алтай, Хакасия, Удмуртской республике, по Алтайскому, Пермскому и Ставропольскому краям, Калининградской, Московской, Омской, Пензенской, Ростовской, Самарской, Томской, Тюменской областям, Москве, Еврейской автономной области - по 1.

В соответствии с Указом Президента от 18 мая  2009 г. № 561
«Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования» на сайтах центрального аппарата и территориальных органов размещена информация о доходах 61 168  работников Службы и членов их семей (по итогам прошлого года - 36 тыс.). Мониторинг размещенных сведений показал наличие большого количества нарушений, допущенных территориальными органами при размещении на сайтах данной информации. Управление
ФССП России по Пермскому краю сведения о доходах работников за 2010 год на сайте в установленные сроки не разместило. В связи с этим главному судебному приставу Пермского края по результатам служебной проверки  объявлено замечание.

Начиная с 2006 года и до 2010 года включительно количество работников Службы, привлекаемых к уголовной ответственности за должностные преступления, неуклонно росло. По итогам первого полугодия 2011 года можно заключить, что данная тенденция продолжает сохраняться. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности, возросло на 21 % (247 лиц в первом полугодии
2011 года и 204 лица в первом полугодии 2010 года). В отношении данных лиц было возбуждено 382 уголовных дела (за аналогичный период прошлого года - 328 уголовных дел) в связи с совершенными ими 553 должностными преступлениями.

Всего уголовные дела по должностным преступлениям были возбуждены в 65 территориальных органах.

Как и в предыдущие отчетные периоды, подавляющее большинство преступлений в Службе выявляется по инициативе и при непосредственном участии самих территориальных органов. В первом полугодии этого года всего 21 уголовное дело по должностным преступлениям (т.е. 5 %) было возбуждено не по материалам Службы. Факты возбуждения уголовных дел в отношении работников территориальных органов ФССП России без участия Службы допущены управлениями ФССП России по республикам Башкортостан, Коми, Чувашской Республике, Алтайскому и Краснодарскому краям, Владимирской, Иркутской, Ленинградской, Московской, Тамбовской, Псковской, Ростовской областям, Ямало-Ненецкому автономном округу.

В числе лиц, совершивших должностные преступления, 24 начальника отдела - старших судебных пристава и их заместителя, 6 дознавателей, 5 специалистов по ведению депозитов, 10 приставов по ОУПДС, остальные 201 человек - это судебные приставы-исполнители.

Анализ также показал, что 7 % выявленных  преступления совершались на стадии возбуждения исполнительного производства (как правило, сокрытие от регистрации исполнительных листов и иных документов, по которым могут возбуждаться исполнительные производства), 70 % - на стадии осуществления исполнительных действий, в том числе 4 % - на стадии реализации имущества должников, 23 % - на стадии окончания исполнительного производства (как правило, фальсификация актов о невозможности взыскания).

Среди лиц, совершивших должностные преступления, 45 % женщин и 55 % мужчин. По итогам 2010 года выявлено примерно такое же соотношение - 48 % мужчин и 52 % женщин.

По возрастным группам они распределяются следующим образом: 40 % - до 30 лет, 38 % - от 30 до 40 лет, 15 % - от 40 до 50 лет, 7 % - старше 50 лет. По стажу работы распределение следующее: 15 % - стаж менее 1 года, 52 % - от 1 года до 3 лет, 18% - от 3 до 5 лет, 15% - свыше 5 лет.

По статьям УК РФ выявленные в первом полугодии 2011 года должностные преступления распределяются следующим образом (в скобках - данные за аналогичный период прошлого года):

- ст. 159 УК РФ (мошенничество) -  40 (26);

- ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата) - 150 (142);

- ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) - 75 (65);

- ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) - 8 (33);

- ст. 290 УК РФ (получение взятки) - 52 (33);

-  ст. 292 УК РФ (служебный подлог) - 219 (152);

-  ст. 293 УК РФ (халатность) - 12 (5).

- ст. 327 УК РФ (подделка документов) - 3 (0)

Можно отметить увеличение выявленных фактов мошенничества  (на 53 %), а также фактов получения взяток (на 57 %). Незначительно (на 5 %) увеличилось количество преступлений, связанных с присвоением, при этом количество лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за присвоение, уменьшилось на 13 % (61 работник в первом полугодии 2010 года и 53 - в первом полугодии текущего года).

Определенная стабилизация количества преступлений, связанных с присвоением, на наш взгляд, следует связывать с системой мер, которая была принята рядом территориальных органов по предотвращению возможностей присвоения, в частности, ужесточение контроля за ведением квитанционных книжек со стороны старших судебных приставов, введение альтернативных способов оплаты долга без передачи наличных денег судебным приставам-исполнителям, разъяснительная работа с должниками и взыскателями. 

В то же время сокращение возможностей противозаконных действий с квитанционными книжками побудило недобросовестных работников искать другие способы присвоения. В частности, в течение всего 2010 года только два работника были уличены в переводе денежных средств с депозита на счета  третьих лиц. В течение первого полугодия текущего года таких лиц было выявлено уже восемь. Кроме того, значительно увеличилось количество случаев, когда работники присваивали денежные средства, стараясь не задействовать квитанционные книжки - не выдавали должникам квитанции, ссылаясь на их отсутствие, вместо оформления квитанций делали пометки о погашении долга на постановлениях о возбуждении исполнительного производства либо выписывали расписки.

В аналитических обзорах по итогам работы 2009 и 2010 голов отмечалось, что от 30 до 40 % выявляемых в Службе преступлений  было выявлено спустя длительное время  - от года до трех лет -  после их совершения. Значительная часть (28 %) таких преступлений выявлена и в истекшем полугодии.

Практика показывает, что чаще всего факты присвоения могут не выявляться в течение длительного времени в тех случаях, когда в качестве взыскателей выступают органы исполнительной власти.

Например, факт присвоения денежных средств в размере 37 658 руб., допущенный судебным приставом-исполнителем районного отдела судебных приставов УФССП России по Свердловской области в июне 2007 года, был выявлен только в феврале 2011 года. Взыскателем выступала налоговая инспекция.

Значительно затруднено выявление подобных преступлений и в тех случаях, когда никаких формальных нарушений при ведении квитанционных книжек не допускается. В таких случаях выявить факт присвоения возможно только при наличии жалобы, поступившей от одной из сторон исполнительного производства.

Например, факт присвоения 7 тыс. руб. судебным приставом-исполнителем Ворошиловского РОСП УФССП России по Ростовской области,
допущенный в июне 2008 года, был выявлен только два года спустя после того, как должница обратилась с заявлением о том, что внесенные ею денежные средства на счет взыскателя не поступили.

Факты перечисления денежных средств на счета лиц, не имеющих отношения к исполнительному производству, как правило, также выявляются не своевременно,  а только после соответствующей проверки деятельности отдела либо после проверки исполнительных производств уволившегося работника.

Например, специалист по ведению депозитного счета районного отдела судебных приставов УФССП России по Мурманской области регулярно, начиная с июня 2009 г., перечисляла деньги на счет своей сестры. Она осуществила 68 перечислений на сумму свыше 240 тыс. руб. Данные факты были выявлены только в мае 2011 г. после совместной проверки  контрольно-ревизионного отдела и отдела противодействия коррупции.

По состоянию на 01.07.2011 в суд было направлено 76 уголовных дел, возбужденных в первом полугодии т.г. в отношении работников Службы, т.е. примерно 20 % от возбужденных (аналогичный период прошлого года - 27 %).

В отношении 19 работников ФССП России вынесено 19 судебных решений, все обвинительного характера. Прекращены по реабилитирующим основаниям два уголовных дела.

 

 

Время создания/изменения документа: 17 августа 2011 09:48 / 24 февраля 2012 16:45

Версия для печати