Информация об итогах деятельности Федеральной службы судебных приставов по профилактике и выявлению коррупционных и иных должностных правонарушений в 2018 году

Федеральная служба судебных приставов (далее – Служба) в 2018 году осуществляла деятельность по профилактике коррупционных и иных правонарушений на плановой основе в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Национальным планом противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации и организационно-распорядительными и методическими документами ФССП России.
В территориальные органы ФССП России в 2018 году поступило 4 973 обращения от граждан и представителей организаций о возможных коррупционных правонарушениях, допущенных федеральными государственными гражданскими служащими ФССП России (далее – государственные служащие), в том числе 108 – по телефону доверия. Рассмотрено по существу 4 826 обращений из 4 973 поступивших. По результатам рассмотрения 65 обращений были признаны обоснованными. Материалы 57 обращений из 65 были направлены в правоохранительные органы для дальнейшего принятия процессуального решения. В 13 случаях по результатам рассмотрения правоохранительными органами указанных обращений возбуждены уголовные дела в отношении работников территориальных органов ФССП России.
Также в указанный период в ФССП России поступило 843 обращения о возможных коррупционных правонарушениях, 50 из которых по результатам рассмотрения были признаны обоснованными либо частично обоснованными.
Вместе с тем в большинстве обращений, принятых к рассмотрению, заявители не приводят конкретные доводы, свидетельствующие о наличии коррупционной составляющей в действиях должностных лиц, информация носит общий характер и не требует процессуальной проверки. По результатам рассмотрения обращений гражданам и представителям организаций направляются исчерпывающие мотивированные ответы, в том числе с разъяснением норм действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065, в Федеральной службе судебных приставов в 2018 году проведено 1 863 проверки, из них:
1 835 – в отношении государственных служащих;
28 – в отношении граждан, претендующих на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы.
По результатам проверочных мероприятий за нарушения законодательства, установленного в целях противодействия коррупции, привлечен к ответственности 881 государственный служащий, в том числе к 84 государственным служащим ФССП России применена мера ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия.
По результатам анализа сведений о доходах в 2018 году инициировано 32 проверочных мероприятия по контролю за расходами в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Закон № 230-ФЗ).
По результатам проведенных проверочных мероприятий привлечены к юридической ответственности за коррупционные правонарушения шесть государственных служащих.
В отношении одного государственного служащего материалы проверочных мероприятий по контролю за расходами направлены в органы прокуратуры (Хабаровский край). В свою очередь органами прокуратуры в соответствии с требованиями ст. 17 Закона № 230-ФЗ подготовлено и направлено в суд исковое заявление об изъятии в доход государства дорогостоящего транспортного средства, доказательств приобретения которого за счет денежных средств, полученных законным путем, государственный служащий не представил. Решением суда транспортное средство обращено в доход Российской Федерации.
В отчетном периоде продолжили свою деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов территориальных органов ФССП России, сформированные в соответствии с приказом ФССП России от 24.05.2011 № 239 «Об утверждении порядка формирования и деятельности Комиссии территориального органа ФССП России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов», а также Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих центрального аппарата, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой судебных приставов, и урегулированию конфликта интересов, осуществляющая свою деятельность в соответствии с приказом ФССП России от 06.10.2015 № 477 и Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».
Всего в ФССП России и ее территориальных органах в 2018 году комиссиями проведено 560 заседаний, на которых рассмотрены материалы по 2 787 вопросам, в том числе:
о представлении недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера – 553;
о рассмотрении заявлений о невозможности представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера – 167;
о несоблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов – 437;
о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора – 873;
иные вопросы – 757.
По результатам заседаний комиссий ФССП России и ее территориальных органов по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов привлечено к юридической ответственности 392 государственных служащих, в том числе за следующие коррупционные правонарушения:
представление неполных и (или) недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера – 255;
несоблюдение требований к служебному поведению и об урегулировании конфликта интересов – 130;
несоблюдение требований об объективности и уважительности причин непредставления сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей – 4;
иные правонарушения – 3.
Помимо упомянутых выше мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений в ФССП России организована работа по соблюдению государственными служащими ФССП России требований, установленных п. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ), по уведомлению о получении подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.
Работа по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценке подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» организована в соответствии с приказом ФССП России от 23.03.2015 № 204 «Об организации в Федеральной службе судебных приставов работы по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 10».
По результатам анализа соблюдения государственными служащими ФССП России требований, установленных п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона № 79-ФЗ, по уведомлению о подарках, полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, установлено, что за 2018 год государственными служащими направлено 62 уведомления о получении ими 191 подарка. Как показывает практика, основная масса подарков является сувенирами и иными памятными предметами.
Нарушений требований, установленных п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона № 79-ФЗ, по уведомлению о получении подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, в 2018 году не выявлено.
В целях минимизации коррупционных рисков, устранения возникновения конфликта интересов на государственной гражданской службе в ФССП России осуществляется мониторинг баз данных исполнительных производств, направленный на выявление должников, являющихся работниками территориальных органов.
Контроль за соблюдением государственными служащими ФССП России требований антикоррупционного законодательства в отчетном периоде также осуществлялся органами прокуратуры.
Всего в 2018 году в 49 территориальных органах ФССП России внесено 116 актов прокурорского реагирования, в которых указано на 2 070 нарушений норм антикоррупционного законодательства.
Наибольшее количество актов прокурорского реагирования, внесенных органами прокуратуры в отчетном периоде, отмечено в управлениях ФССП России по Пермскому краю (9), Краснодарскому краю (7), Хабаровскому краю и Саратовской области (по 6), Республике Калмыкия, Республике Ингушетия, Нижегородской и Свердловской областям (по 5).
По сравнению с 2017 годом количество поступивших в территориальные органы актов прокурорского реагирования снизилось на 21,6% (148 в 2017 году).
Количество территориальных органов, в которые в отчетном периоде внесены акты прокурорского реагирования, осталось на прежнем уровне.
Вместе с тем количество нарушений норм антикоррупционного законодательства Российской Федерации, указанных в актах прокурорского реагирования, в 2018 году выросло на 53,9% в сравнении с 2017 годом (1 345) и составило 2 070.
Наиболее часто фиксируемым видом нарушений антикоррупционного законодательства в 2018 году, как и в прошлом году, являлось представление государственными служащими недостоверных и (или) неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах) на себя и членов своих семей, а также представление сведений о доходах с нарушением срока. Указанные нарушения составили более 80 % от общего количества нарушений, отраженных в актах прокурорского реагирования.
В отчетном периоде более чем к 230 государственным служащим за допущенные нарушения норм антикоррупционного законодательства, указанные в актах прокурорского реагирования, применены меры юридической ответственности.
По итогам 2018 года отмечается тенденция к снижению числа преступлений, совершенных работниками Службы.
В 2018 году в отношении 245 работников, а также граждан, ранее проходивших службу в ФССП России (далее – работники), было возбуждено 257 уголовных дел по должностным преступлениям (в 2017 году – в отношении 266 работников возбуждено 300 уголовных дел), из них по инициативе и на основании материалов территориальных органов – в отношении 94 работников (38,4%) (в 2017 году – 127 (47,8%)).
Количество лиц, в отношении которых в 2018 году возбуждены уголовные дела, по сравнению с 2017 годом снизилось на 8%.
Количество работников, в отношении которых возбуждены уголовные дела в 2018 году, распределяется по основным составам преступлений следующим образом (в скобках данные за 2017 год):
ст. 159 УК РФ (мошенничество) – 36 (26);
ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата) – 19 (57);
ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) – 48 (29);
ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) – 37 (32);
ст. 290 УК РФ (получение взятки), ст. 291.2 УК РФ (мелкое взяточничество) – 53 (62);
ст. 291 УК РФ (дача взятки) – 0 (1);
ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве) – 1 (6);
ст. 292 УК РФ (служебный подлог) – 28 (34);
ст. 293 УК РФ (халатность) – 20 (13);
ст. 327 УК РФ (подделка документов) – 2 (0).
В 2018 году удалось сохранить сложившуюся в Службе тенденцию к снижению количества фактов взяточничества. По сравнению с 2017 годом количество взяточников уменьшилось на 20,6 %.
Количество территориальных органов, в которых выявлены факты получения взяток, увеличилось по сравнению с прошлым годом на 16,7 % (в 2017 году взяточники были задержаны в 24 территориальных органах, в 2018 году – в 28).
Средний размер вымогаемых должностными лицами взяток по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 229 тыс. руб. и составил около 448 тыс. руб. (в 2017 – году около 219 тыс. руб.).
Самые крупные суммы взяток получены работниками следующих управлений:
УФССП России по Краснодарскому краю – 10 млн. руб. за отмену мер принудительного исполнения в виде наложения ареста на денежные средства должника;
УФССП России по Москве – 2 млн. руб. за снятие ареста с имущества и за прекращение исполнительных производств в отношении должника;
УФССП России по Москве – 1,5 млн. руб. за законные действия по взысканию задолженности по заработной плате с должника в рамках 13 исполнительных производств на общую сумму 5 608 тыс. руб. и распределению взысканной суммы в адреса взыскателей.
В ФССП России в соответствии с приказом от 06.09.2010 № 410 «Об утверждении Положения о порядке уведомления федеральным государственным гражданским служащим Федеральной службы судебных приставов о фактах обращения к нему в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, регистрации такого уведомления и организации проверки, содержащихся в уведомлении сведений» организована и ведется работа по реализации уведомлений об обращении к государственным служащим в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Количество граждан, в отношении которых по уведомлениям государственных гражданских служащих в 2018 году возбуждены уголовные дела по ст.ст. 291 УК РФ (дача взятки), 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве) и 291.2 УК РФ (мелкое взяточничество), снизилось и составило 89 (в 2017 году – 112). При этом 10 из 89 граждан действовали от имени или в интересах юридического лица.
По данным фактам в отчетном периоде в органы прокуратуры направлен 21 материал о совершении юридическими лицами административных правонарушений коррупционной направленности.
По шести направленным материалам органами прокуратуры протоколы об административном правонарушении не составлялись в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ.
По четырем материалам по состоянию на дату представления территориальными органами ФССП России информации органами прокуратуры процессуальные решения не приняты.
По 11 материалам органами прокуратуры составлены и направлены для рассмотрения в суды 10 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 19.28 КоАП РФ (два материала по уведомлениям в отношении одного юридического лица объединены в один). Судами вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении 10 юридических лиц.
Девять юридических лиц признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ.
Также в отчетном периоде с 34 до 28 или на 17,6 % снизилось количество работников, в отношении которых возбуждены уголовные дела по ст. 292 УК РФ (как основной состав).
Как и в предыдущие периоды, данное преступление совершается в целях завышения статистических показателей деятельности и создания видимости эффективности работы.
Служебный подлог совершается путем внесения заведомо ложных сведений в акты совершения исполнительных действий (о месте и времени совершения исполнительных действий, об имуществе должников, на которое может быть обращено взыскание, и другие), в акты описи и ареста имущества должников (сведения о присутствующих при аресте лицах и составе арестованного имущества), составления иных подложных документов.
По итогам 2018 года на 66,7% (с 57 до 19) по сравнению с прошлым годом снизилось количество работников, в отношении которых возбуждены уголовные дела за совершение преступлений, выразившихся в присвоении и растрате денежных средств и имущества (ст. 160 УК РФ).
Снижению количества указанных уголовных дел способствовало принятое руководством ФССП России решение об исключении приема денежных средств по квитанционным книжкам и организации использования судебными приставами-исполнителями POS-терминалов – электронных программно-технических устройств для приема к оплате пластиковых карт.
Вместе с тем в 2018 году отмечен рост количества преступлений, предусмотренных ст.ст. 159, 285, 286, 293 и 327 УК РФ.
Так, в отчетном периоде с 26 до 36, или на 38,5%, выросло количество лиц, совершивших мошеннические действия (ст. 159 УК РФ).
Отмечаемый рост количества преступлений, предусмотренных ст. 159 УК РФ, в 2018 году по сравнению с 2017 годом определяется в основном ростом количества таких преступлений как:
получение денежных средств от граждан и представителей организаций за выполнение определенных действий (бездействия) в рамках исполнительных производств должностными лицами, которые не обладали достаточными для этого полномочиями. Если в 2017 году доля преступлений, совершенных указанным способом составляла 19,2% от общего количества преступлений, предусмотренных ст. 159 УК РФ, то в 2018 году доля таких деяний составила 33,3 %;
хищение денежных средств с депозитных счетов структурных подразделений территориальных органов. В 2017 году доля преступлений, совершенных указанным способом, составляла 15,3% от общего количества преступлений, предусмотренных ст. 159 УК РФ, в 2018 – 25 %.
Указанные способы, как правило, предполагают осуществление ряда подготовительных действий к совершению преступления, что свидетельствует о заблаговременном возникновении умысла на совершение противоправных деяний. Вместе с тем доля преступлений, совершенных другими способами, по сравнению с показателями 2017 года осталась на прежнем уровне.
Также в 2018 году на 65,5% увеличилось количество работников территориальных органов, в отношении которых возбуждены уголовные дела, квалифицируемые Уголовным кодексом как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). В отчетном периоде уголовные дела по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, возбуждены в отношении 48 государственных служащих территориальных органов (в 2017 году – в отношении 29 работников).
Анализ фактов возбуждения уголовных дел в отношении работников ФССП России по фактам преступлений, предусмотренных ст. 285 УК РФ, позволяет выделить два основных вида преступных действий, совершаемых работниками ФССП России:
незаконные действия (бездействие) в рамках исполнительных производств, не носящие массовый характер;
неправомерные действия должностных лиц, направленные на необоснованное массовое окончание исполнительных производств.
В 2018 году в структуре уголовных дел, возбужденных по ст. 285 УК РФ, в сравнении с 2017 годом отмечены следующие изменения:
доля лиц, совершивших действия, квалифицируемые как незаконное вынесение постановления об установлении либо снятии ограничений в ходе исполнительного производства, в результате чего был нанесен ущерб одной из сторон, снизилась с 76% до 40%;
доля лиц, совершивших действия, квалифицируемые как незаконное окончание исполнительных производств путем оформления необоснованных процессуальных документов в целях улучшения показателей своей работы, выросла с 24% до 60%.
В отчетном периоде также отмечается увеличение количества работников, в отношении которых уголовные дела возбуждены по фактам превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) – с 32 до 37, или на 15,6 %. Наибольшее количество работников, в отношении которых возбуждены уголовные дела по указанным фактам, установлено в управлениях ФССП России по Краснодарскому краю – 7, по Республике Татарстан – 4, по Ставропольскому краю и Калининградской области – по 3.
Рост количества преступлений, предусмотренных ст. 286 УК РФ, произошел за счет увеличения количества фактов совершения иных незаконных действий в рамках исполнительных производств. При этом причинами совершения указанных преступлений, также как и в случае со злоупотреблением должностными полномочиями, может являться наличие коррупционной составляющей в действиях должностных лиц, не выявленной в рамках оперативно-разыскных мероприятий либо следственных действий, поскольку характер совершения указных преступлений фактически исключает их совершение вследствие незнания положений нормативных правовых актов.
По итогам 2018 года отмечается увеличение на 53,8% количества работников, в отношении которых возбуждены уголовные дела по ст. 293 УК РФ, по сравнению с 2017 годом (с 13 до 20 работников).
Совершение работниками ФССП России преступных деяний, квалифицируемых ст. 293 УК РФ как халатность обусловлена неисполнением государственными служащими ФССП России своих должностных обязанностей (бездействием) в рамках исполнительных производств либо их ненадлежащим исполнением.
Причинами совершения указанных преступлений могут являться как небрежное отношение судебных приставов-исполнителей к своим должностным обязанностям, обусловленное низким уровнем знаний законодательства об исполнительном производстве, так и возможное наличие коррупционной составляющей в бездействии должностных лиц, которая не была установлена в ходе оперативно-разыскных мероприятий либо следственных действий.
Помимо изложенного, в отчетном периоде отмечен рост количества должностных лиц (2), в отношении которых возбуждены уголовные дела, предусмотренные ст. 327 (в 2017 году – 0). Вместе с тем, выявленное преступление совершено должностными лицами в 2015 году и не носит системный характер.
По состоянию на 31.12.2018 обвинительные приговоры по уголовным делам вынесены в отношении 39 работников Службы.
На рассмотрении в судах находились уголовные дела в отношении 88 работников.
Уголовные дела прекращены в отношении 55 работников территориальных органов, из них:
следственными органами по реабилитирующим основаниям в связи с отсутствием состава преступления – в отношении 20 работников;
судом и следственными органами – в отношении 35 работников.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
КОРРУПЦИИ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТЫ
С КАДРАМИ И ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ

Время создания/изменения документа: 18 апреля 2019 10:50 / 18 апреля 2019 10:51

Версия для печати